Переменные
Переменная – проименованная область памяти, имя которой можно использовать для осуществления доступа к данным, находящимся в переменной. Иными словами переменная – это имя, с которым может быть связано некоторое значение.
Переменные принято делить на типы. Тип переменной определяет множество значений, которые могут быть ей присвоены и операции, которые могут быть с нею произведены. Используемые в языке переменные делятся на следующие типы:
<Integer> (целые) – используется для представления целых чисел. Переменная целого типа имеет диапазон значений от -2147483648 до 2147483647.
<Real> (вещественные) – предназначены для хранения чисел, имеющих дробную часть. Переменная вещественного типа имеет следующий диапазон значений: -2.9*1039..1.7*1038 и имеет 11-12 значащих разрядов.
<String> (строковые) – представляют из себя последовательность символов длиной до ~231.
<Array> (массивы) – в отличие от приведенных выше типов, массивы представляют собой сложный тип данных. Если переменные простого типа могут ссылаться только на одно значение, то массивы являются ссылками на последовательность (таблицу) значений одного из простых типов.
По области видимости принято различать локальные и глобальные переменные. Переменные, доступные только в конкретной программе обработки или подпрограмме называются локальными. Переменные, к которым можно получить доступ из всех обработчиков или подпрограмм называются глобальными. Специально для объявления глобальных переменных предназначена программа <COMMON>. Все переменные, объявленные в ней являются глобальными. Допустимо объявление нескольких переменных одного типа в одной строке.
Хороший стиль программирования предполагает определение в самом начале используемых в программе переменных. Объявление переменной состоит из указания имени переменной, двоеточия и указания типа переменной:
<Имя переменной 1>, {<Имя переменной 2>}: <Тип переменной>
Здесь:
<Имя переменной> – уникальный в пределах области видимости идентификатор переменной – непрерывный набор букв латинского и русского алфавитов, цифр и символов <_>, <@> и <$>, начинающийся с буквы. Большие и малые буквы в идентификаторах не различаются. Имена переменных не могут совпадать с именами операторов, программ обработки технологических команд, подпрограмм и другими стандартными языковыми конструкциями.
<Тип переменной> – одно из перечисленных выше названий типов: <Integer>, <Real>, <String>, <Array> (определение переменных типа <Array> требует указания дополнительной информации).
Ниже приведен пример объявления и использования переменных.
Пример:
sub Sub1
nn: Integer ! Объявление переменной целочисленного типа
xx, yy, zz: Real ! Объявление переменных вещественного типа
ss: String ! Объявление переменной строкового типа
nn = 2 ! Присвоение переменной значения
xx = 7.43 ! Присвоение переменной значения
yy = 12.6 ! Присвоение переменной значения
rr = nn * sqr(xx^2 + yy^2) ! Использование переменных в выражениях
ss = "Результат = " ! Присвоение переменной значения
print ss, rr ! Вывод значений переменных в окно отладочной информации
subend